Я не так давно прочитала "Сильмариллион" авторства Дж. Р. Р. Толкина, более известного как автор "Властелина колец", и нахожусь под большим впечатлением. Я понимаю, что тру-фанаты давным-давно всё прочитали и перемыли кости всем героям, но я осилила этот труд недавно. В этом повинна чудесная книга в новом переводе Лихачёвой с прекрасными рисунками Теда Несмита. Я не хочу сейчас говорить о том, как поразил меня этот Эпос (с большой буквы). Я уже несколько месяцев нахожусь под впечатлением от величия замысла и самой картины мира Арды. Только после Сильмариллиона мне стали понятны некоторые вещи, которые сбивали меня с толку во Властелине колец.
Если вы читали Властелин колец не в 12 лет, а в более старшем возрасте, вам должна была прийти в голову мысль: "Почему великое, страшное, могущественное Кольцо, в котором заключена судьба мира, доверили маленькому хоббиту? Почему его не взяли Сильные и Мудрые? И почему вообще нельзя было сразу полететь на орлах?".
О роли украшений в судьбе Арды
В первый раз я читала ВК в 12 лет. Книга меня увлекла и я не задавала никаких "лишним вопросов" (были ли у Арагорна штаны и где женщины орков). Перечитывая книгу, меня больше всего стал раздражать факт, что Гендальф, мудрейший волшебник, и все остальные Мудрейшие, доверили Кольцо - вещь опасную, от которой зависит сила Саурона, полурослику Фродо. Он не сильный, он не мудрый, он не самый смелый. Только временами окружающим кажется, что он как-то внутренне светится. А Гендальф ещё и радуется, что вместе с Фродо в Мордор ушёл Сэм. Да, Гендальф, наличие Сэма всё меняет. Он-то повернёт историю.
Моё недоумение стало ещё больше после знакомства с Сильмариллионом. Я узнала, что Гендальф майар не из последних (как и Саурон), что Элронд воспитанник феанорингов и в предках имеет мужей и дев значительных и мудрых, что Галадриэль одна из лидеров мятежа нолдор и выживальщица со стажем. И эти Мудрые отправила с Кольцом полурослика? АААА111111!!! На что вы все надеялись? На удачу?
Я где-то прочитала, что Толкин думал о ВК и Сильме как о целой истории, повести "о самоцветах и кольцах" (не ручаюсь за достоверность цитаты). И тут для меня многое прояснилось.
Сильмариллы - наследие Феанора, проклятые камни, как ни посмотри. Любой, кто владел ими, привлекал к себе смерть и несчастья: Феанор - убит, его сыновья - убиты (или самоубиты как Маэдрос, или в изгнании как Маглор), Тингол - убит (зачем ты вообще попросил этот камень?), Диор - убит, Эльвинг - не убита, но навеки разлучена с детьми, а её город в который раз раззорён. Моргот, кстати, тоже владел камнями и тоже в итоге был повержен.
Однако зло, разумеется, не в камнях, а в мыслях тех, кто ими владел. Заметьте, Камнем владела Лютиен, но ни она, ни Берен, не пострадали от него (если не считать цитату, что свет Сильмарилля стал слишком ярок для смертной Лютиен и поспособствовал её скорой смерти). Пока камень был у Лютиен, феаноринги не нападали на неё. Хотя она была смертна и жила уединённо (да-да, я верю, что дело в огромном уважении к этой деве, а вовсе не в том, что Лютиен дочь майар, колдунья и та, что нагнула Моргота и надавала по шее Саурону с помощью духа в теле собаки).
Получается камни безвредны для тех, кому они не нужны. Сильмарилл не был нужен ни Берену, ни Лютиен. Да, они искали его, но не чтобы обладать. Камень был для них средством, а не целью. Они просто хотели принести его Тинголу, ради разрешения на брак, а не чтобы гордо носить его на шее или в короне.
Тингол погибает, когда начинает привязываться к Камню. Про феанорингов не стоит и говорить. Их безумства были обусловлены Клятвой и желанием Сильмариллами владеть и не дать владеть ими кому-то ещё. Их жажда камней ради камней приводит к падению Дориата, раззорению Гаваней и т.д. Можно порассуждать, что Диор остался бы жив, если бы отдал камень Маэдросу и Ко. И Эльвинг избежала бы такой судьбы, если бы рассталась с Сильмариллем. Я не хочу обсуждать правы они были или нет. Я считаю, что они были привязаны к Камню (для Диора это память о подвиге родителей, для Эльвинг тоже память и символ благополучия Гаваней). Этой привязанности, когда Сильмарилл стал не средством, а целью оказалось достаточно, чтобы кровь вокруг него лилась рекой.
Каков итог? Безвредно для себя владеть Сильмариллами может только тот, кому они не нужны. Все остальные подвергаются смертельной опасности, даже если их намерения благородны и не несут угрозы окружающим.. Причём тут Фродо и Кольцо? Идём дальше.
В ВК мы встречаем такое понятие как "эстель" - надежда. Таким именем в детстве нарекают Арагорна. Встречается этот термин и в других произведениях Толкина. Этот термин достаточно сложный, но он означает надежду и веру тогда, когда кажется, что надежды нет. Толкин христианин, и я могу предположить, что он вкладывал в это понятие веру во Всевышнего, его помощь и благодать. Эстель - это когда Арагорн идёт на войну против Саурона. Эстель - это когда Фингон в одиночку и с арфой (зачем он её взял?) идёт искать Маэдроса к Тангородриму. Эстель - это когда Фродо идёт с Кольцом к Ородруину. Эстель это про то, что если твои намерения бескорыстны, то мироздание будет на твоей стороне и сам Эру поможет тебе.
Когда Сэм в Мордоре идёт освобождать Фродо из орочьей крепости, он слышит у себя внутри странный голос. И это не его внутренний голос. Фингону вовремя посылают на помощь орла. Орлы - птицы Манвэ. Они его глаза. И в том и в другом случае я вижу вмешательство если не самого Эру, то Валар. Бескорыстное желание помочь, спасти, донести и т.д. всегда поддерживается высшими силами и они приходят на помощь. Тут некстати можно вспомнить Финрода. Вот уж кто воплощение бескорыстия, чести и долга. И что в итоге? Его загрыз волк. Почему Валар или Эру не пришли на помощь? Я могу только предположить, что это была история не Финрода, а Берена. А Финрод был запятнан восстанием нолдор и должен был как-то искупить свои поступки. Хотя это повод для дискуссии.
Что мы имеем в итоге? Если соединить идею о том, что безопасно владеть опасной вещью может только чистый сердцем, которому эта вещь вообще не нужна, и концепцию эстель, что любое, даже на первый взгляд безрассудное дело, если оно смелое и благородное, получит поддержку свыше, то становится понятно, почему Кольцо оказалось у Фродо. Оно ему не нужно. Он пал, поддался, только в самом конце, но на всё пути он даже не помышлял оставить Кольцо себе. Он даже не понимал какая сила в его руках. Эту силу понимали Гендальф, Элронд, Саруман, Галадриэль. Они-то знали, что если они возьмут Кольцо, то захотят владеть им из добрых побуждений. И тут оно, как Сильмариллы, тут же с ними расправится. Поэтому Кольцо у Фродо. Ну и эстель. Дело ведь выглядело совершенно безрассудным. Как хобббит может победить майар? Но там где есть безрассудство, искренняя вера, бескорыстие, подвиг и дружба, там есть и помощь свыше. Получается, что Гендальф в самом деле Мудрейший. Кольцо отправилось в Мордор наилучшим образом упакованным.
Ну и конечно Сэм. Гендальф был рад узнать, что Сэм пошёл с Фродо, потому что любому герою нужен друг, а простоватый Сэм один из смелейших героев древности. Ему не стыдно было бы встать рядом с Береном.
Почему нельзя было сразу лететь на орлах? Я не сторонник версии, что противовоздушная оборона Мордора в лице назгулов была так сильна, что сбила бы орлов на подлёте. Я долго думала об орлах и пришла к выводу, что к ним и их роли нельзя подходить прагматично. Прагматично к Сильмариллиону и ВК вообще подходить нельзя. Орлы, гигантские орлы - это птицы Манвэ. Они его глаза. Гендальф использует их, призывая на помощь, в ситуациях критических. Он майар, но даже он не думает, что божественные птицы должны служить ему личным транспортом. Валар отказались вмешиваться в дела Арды. Он не смеют прийти на войну с Сауроном, потому что опять уничтожится половина континента. Раз они не вмешиваются, то не вмешиваются и их слуги и посланники, разве что опосредованно (как Гендальф, который не мог силой заставлять воевать против Саурона, а мог только убеждать). Орлов нельзя использовать как транспорт, потому что они на другом плане бытия, потому что люди должны сами справляться со своими бедами, потому что их можно вызвать только в минуту величайшей беды, когда кажется, что надежды нет - но она есть и это эстель. В миг отчаяния они прилетают. Это идея Толкина о том, что волшебная история должна иметь счастливый конец.
Мог ли надеяться на эстель Турин Турамбар? Я не думаю, что проклятье Моргота сильнее идеи Эру. Мне интересно, что мог сделать Турин, чтобы предотвратить свалившиеся на него беды? Или он не мог сделать ничего?
Каков итог? Оказавшись в Арде, не трогайте ничего, что побывало в руках Врага.
О Толкине и Сильмариллах и Кольце
Я не так давно прочитала "Сильмариллион" авторства Дж. Р. Р. Толкина, более известного как автор "Властелина колец", и нахожусь под большим впечатлением. Я понимаю, что тру-фанаты давным-давно всё прочитали и перемыли кости всем героям, но я осилила этот труд недавно. В этом повинна чудесная книга в новом переводе Лихачёвой с прекрасными рисунками Теда Несмита. Я не хочу сейчас говорить о том, как поразил меня этот Эпос (с большой буквы). Я уже несколько месяцев нахожусь под впечатлением от величия замысла и самой картины мира Арды. Только после Сильмариллиона мне стали понятны некоторые вещи, которые сбивали меня с толку во Властелине колец.
Если вы читали Властелин колец не в 12 лет, а в более старшем возрасте, вам должна была прийти в голову мысль: "Почему великое, страшное, могущественное Кольцо, в котором заключена судьба мира, доверили маленькому хоббиту? Почему его не взяли Сильные и Мудрые? И почему вообще нельзя было сразу полететь на орлах?".
О роли украшений в судьбе Арды
Если вы читали Властелин колец не в 12 лет, а в более старшем возрасте, вам должна была прийти в голову мысль: "Почему великое, страшное, могущественное Кольцо, в котором заключена судьба мира, доверили маленькому хоббиту? Почему его не взяли Сильные и Мудрые? И почему вообще нельзя было сразу полететь на орлах?".
О роли украшений в судьбе Арды