02:44 

Rita-iz-Kliri
Я не вела записи несколько лет, потому что я, как человек увлекающийся быстро и быстро затухающий, имею свойство не доводить начатых дел до конца. Я очень хочу начать вести дневник в том или ином виде (бумажный или электронный), но едва начав, тут же забрасываю. Но мне хочется пообсуждать какие-то темы или вещи хотя бы с самой собой, потому что многое из того, что интересует меня, не интересует моих близких друзей. Так, например, я наконец-то осилила "Анну Каренину" Льва Толстого, в процессе признав её очень интересной, а обсудить книгу не с кем. Никто не читал и не собирается. Поэтому
Несомненный плюс отечественной классики, на мой взгляд, это то, что её герои никогда не бывают абсолютно положительными или абсолютно отрицательными. Этим грешат современные романы. Главный герой или героиня всегда идеальны, а если имеют недостатки, то это такие мелочи, что они простительны столь прекрасному безгрешному существу. Классика - она не такая. Там не найдёшь персонажа идеального. Да, говорят, что Лев Толстой морализатор, что он прямо-таки тыкает читателя в текст, что вот эти-то герои - хорошие, а вот эти поступают неправильно. Возможно это мнение имеет место быть, но я могу сказать одно - даже такие любимые Толстым персонажи как Наташа Ростова или Пьер Безухов имеют недостатки и подчас серьёзные, такие, про которые не принято говорить, но которые есть у любого обычного человека.
Например, возьмём Константина Левина из "Анны Карениной". Он явно персонаж положительный. Мучается духовно, ищет веру, старается ради общего блага, решает крестьянский вопрос и личную жизнь свою строит, а точнее пытается, на началах нравственных и справедливых. При этом Левин отнюдь не супермен. Для него характерна болезненная стеснительность, он злится и обижается на Кити, которая отказала ему в предложении руки и сердца, желает ей какое-то время зла. Согласитесь, не самая лучшая черта положительного персонажа. Левин желает смерти своему страдающему от болезни брату, который измучил всех окружающих, он абсолютно не умеет обращаться с больными и дать нужного утешения. Можно продолжать, но, думаю, идея ясна - даже положительные герои неидеальны. Не смогу дословно привести мысль Толстого, но он считал, что душа должна трудиться, а человек должен ошибаться, стараться, пытаться, биться, идти свету. Так и положительные герои Толстого страдают и ошибаются, они не застыли в непогрешимости, и за это они мне нравятся. Они живые. В них веришь как в реальных людей.
Сейчас все в восторге от Джорджа Мартина и его идеи с рассказом истории с точки зрения разных персонажей. Толстой давным-давно использовал этот приём. "Анна Каренина" идёт как повествование от лица многих персонажей: Анна, Каренин, Вронский, Облонский, Долли, Кити, Левин. Как это чаще всего бывает, у каждого героя своя правда.
В чём трагедия Анны Карениной? Я долго пыталась понять, почему свет осуждал Анну и Вронского. Все признают, что грациозная светская связь оттачивает молодого мужчину, а женщину делает интересной. Не без греха мать Вронского, княгина Бетси Тверская, её ветренные подруги, имеющие шлейф поклонников, которые к ним весьма и весьма близки в телесном смысле. Почему же шквал осуждения только Анне? Как я поняла идею, то осуждение вызывала не сколько связь, сколько то, что она была неправильной с точки зрения общества. Мило флиртовать, крутить роман под носом у обманутого мужа, прямо ему изменять - можно, но чтобы никто об этом не знал. Точнее, знают все, но нельзя проявлять свои чувства открыто. Проблема, как мне кажется, именно в чувствах. Связь должна быть в некотором роде стерильной - ни в коем случае не страсть, не любовь, не яркое взаимное чувство. Всё должно быть пристойно. Выражать свои чувства - моветон. Каренину осудили не за её измену, а за то, что она нарушила "правила измены". Вронский и Анна были слишком увлечены друг другом. Была осуждена их любовь. Осуждение измены - вторично. На самом деле никому дела нет до чужой добродетели. Это лишь повод позлорадствовать. Отчего-то чувства в высшем свете под запретом. Браки "по страсти" осуждаются. Что уж говорить о светской связи. Молодёжь должна перебеситься в юности, а потом всю оставшуюся жизнь играть по устоявшимся правилам - не показывать своих истинных чувств. Ведь никто в свете их не показывает! Симпатия чаще всего притворная, как и дружба.
Анна вышла замуж не по любви и, скорее всего, даже не по симпатии. Как вспоминает Каренин, тётка Анны заставила его сделать предложение: раз он ездил в дом, то компрометировал девушку и должен жениться. Если эта ловкая мадам сумела убедить такого рассудочного логикак как Каренин, то Анна ей была на один зуб.
В итоге мы имеем семью, в которой есть два человека, абсолютно разные по складу характера и стремлениям. Каренин - человек безусловно очень порядочный. Порядочный не только с точки зрения общества, но и внутренне порядочный. Он готов идти на поводу у своего сердца, которое у него, вопреки словам Анны, всё же есть, против мнения общества. Но он холодный разумный логик. Он не понимает восторженности, любовного томления. Для него нежности - это то, что стоит высмеивать, поэтому он всегда говорит с женой как бы с насмешкой над нежностью. А Анна хочет любви, она её ещё не знает,хочет восхищать, хочет, чтобы о ней заботились. Она, не зная иной жизни, но чувствуя, что она не на своём месте, внутренне томится, но честно выполняет обязанности жены. Каренину не на что жаловаться, вот только Анна его не любит и он ей физически противен. Это становится видно особенно сильно после встречи с Вронским. Ещё Голсуорси говорил, что если один из супругов физически не нравится другому, то хорошего из этого ничего не выйдет. Если бы Каренин обнимал Анну двенадцать раз в день и говорил бы ей нежности, согласно новейшим психологическим исследованиям, то она, возможно, была бы вполне удовлетворена, но подобное поведение не в характере Каренина. Ну не может он так поступить в силу особенностей своей личности.
Жили бы Каренин с Анной долго и даже относительно счастливо, но Анна встречает Вронского. Это явное физическое влечение обоих с первого взгляда. Анна сопротивляется как может. Её воспитание, все её принципы говорят ей, что она не права, но она не может противиться, потому что ей кажется, что она нашла ту самую любовь, о которой можно только мечтать. И Анна, и Вронский идут ради своего чувства на большие жертвы. Как окажется в дальнейшем, эти жертвы с обоих сторон не привели ни к чему хорошему. Анна жертвует своим честным именем и сыном - два столпа её жизни. Она была женой и любящей матерью. Это позволяло ей утешать себя, когда она чувствовала, что что-то в её жизни идёт не так. Сейчас женщина может также утешать себя, что у неё нет детей, зато есть карьера, или нет карьеры, зато есть дети. Но это плохой заменитель.
Анна находит новый смысл жизни во Вронском, и тут начинается самое страшное. Вронский совсем не хотел быть смыслом чьей-то жизни. Его нельзя за это винить. Мало кто выдержит это бремя - быть чьим-то смыслом. В жизни Анны всё зависело только от Вронского. Она сама дала ему такие полномочия, а это значило, что охлаждение Вронского - это конец всего. Во-первых, Анне некуда было бы идти, она теряла бы остатки честного имени и все средства. Во-вторых, охлаждение значило бы, что все поступки Анны были неверны, что она поставила на карту всё и ошиблась. Мало кто, опять же, способен перенести крушение всех своих надежд.
Анна бешено вцепляется во Вронского и начинает стараться привязать его к себе. Это выливается в ревность, нервозность, бешеные истерики. Куча энергии уходила в никуда, потому что Анна кормила собственных демонов, выдумывала ситуации с изменой Вронского, сама же в них верила, начинала безвинно обвинять любовника, затем извиняться, затем требовать от него большей любви и дальше по кругу. Это, разумеется, Вронского как любого невиновного злило. Анна явно была не права, потому что Вронский её в самом деле любил. Да, он не считал её смыслом своей жизни, но он от много отказался ради возможности быть вместе с Анной: от выгодного назначения, от должностей, от возможности военной карьеры, от своего честолюбия. Он уехал в деревню, чтобы они могли нормально жить без оскорблений и чужого любопытства. Вронский хочет взять Анну замуж, чтобы их дети носили его фамилию. Он не понимает, почему Анна затягивает просьбу о разводе. Но он и не мог понять. Для него Анна - любовь, но не такая, которая заменила ему мир. Он, как нормальный человек, хочет заниматься чем-то ещё, прилагать свои силы, получать результат, расти куда-то. Анна, конечно, злится. Для неё Вронский - смысл жизни. Его побочные интересы она воспринимает как охлаждение. Ей движет страх - страх его потерять. Но раз она боится его потерять - значит она ему не доверяет и не доверяет самой себе. Казалось бы, что проще? Живи в своё удовольствие, люби в своё удовольствие, требуй развода и не выноси мозг человеку, который тебя тоже любит. Но Анна не может иначе. Её гложет страх потерять всё. Она во Вронском не уверена.
Кроме того, Вронский и Анна до конца друг друга не понимают. Вронский не понимает почему Анна не просит развода, почему она такое внимание уделяет сыну, не понимает, наконец, чем она недовольна постоянно. Он не понимает этого иррационального страха Анны, не понимает, что он, Вронский - это её всё. Потеряет его - потеряет всё. Он мужчина, у него больше возможностей. Его-то в обществе принимают. Уйдёт от него Анна - он не умрёт. Будет страдать - да, но не станет беднее и не потеряет друзей.
Анна же считает, что Вронский не ценит всё, что она для него сделала, все её потери. Это непонимание и страх Анны, в первую очередь страх, приводят к трагической развязке. Она накручивает сама себя, по-детски, инфантильно думает: "Вот умру и будете плакать". Но теперь Вронский не в воображении, а на самом деле начинает охлаждаться к Анне. Он устал от обвинений, ревности и истерик. Он решает проучить Анну. "Ты так себя ведёшь? Ты мне не веришь? Замечательно! Думаю, что хочешь. Когда успокоишься, поговорим". Достаточно логичное поведение, казалось бы, вот только Анна тоже решает проучить Вронского. Её самоубийство - это попытка решить разом все проблемы. Она считает, что её не любят, считает, что её бросили, считает, что вся её жизнь погибла. Разумным решением ей кажется смерть. Она бросается под поезд в последний ужасный миг понимая, что она ошиблась, но было уже поздно.
Любовь Анны к Вронскому, как мне кажется, не совсем здоровое чувство. В современном мире особенно. Если бы женщина сделала мужчину центром своей жизни, забыв о детях и работе, то её осудили бы все. Я думаю, не следует забывать, что мир в то время был другой и возможностей самореализации у Анны было куда меньше, чем у нас. Но она честно пыталась - читала, развивалась, занималась детьми, писала книги. Вот только всё это не было смыслом её жизни. Она хотела только любить. Я думаю, какая мера любви могла бы удовлетворить Анну и могла бы вообще? Вронский должен был бы каждый день говорить ей, что любит её? Постоянно носить на руках? Что бы сделано Анну счастливой и возможно ли это было?
В окончании книги маленькую Анну, дочь Анны Карениной и Вронского, отдают на воспитание Каренину, который де-юре считается её отцом. Каренин хороший человек и любил этого ребёнка, но после увлечения его мистическими идеями графини Лидии он сильно изменился? Как он будет относиться к девочке? Какой он воспитает её? Что он расскажет ей и какие установки внушит на всю оставшуюся жизнь? Будет ли она более счастливой, чем её мать?

@темы: много болтовни, книги

URL
   

Жительница острова Барабар

главная